1-го октября участники проекта "Школа краеведения и фотографии "Кадры истории Орловского края" посетили несколько интересных мест:
Усадьба Клеймёново
Клеймёново по крайней мере три века было поместьем Шеншиных. В 1749 году Пётр Афанасьевич Шеншин на сельском кладбище построил однопрестольную каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (не сохранилась). Здесь же на кладбище были похоронены двоюродный дед известного русского поэта Афанасия Фета — Василий Петрович Шеншин, а также его отец Афанасий Неофитович Шеншин и его мать Елизавета Петровна Шеншина (урождённая Шарлотта Беккер, по первому мужу — Фёт).
Афанасий Фет (Шеншин) сюда часто приезжал в юности. Здесь жил его брат Василий Афанасьевич Шеншин, после которого владелицей имения стала его дочь Ольга Васильевна Галахова, опекуном которой был назначен тот же Фет. В 1892 году поэт согласно своему завещанию был захоронен в семейном склепе в Клеймёново, а в 1894 там же похоронена его жена Мария, урождённая Боткина.
Усадьба Новосильцевых
Усадьба и селение Первый Воин появились в XVIII веке на окраине деревни Псаревской, которой, согласно писцовым книгам, дворянский род Торсуковых владел еще до 1594 года. В 1798 году село было передано «по покупке» сестре Ардалиона Александровича Торсукова (1754–1810) Екатерине (1755–1842). В замужестве она носила фамилию Новосильцева, и до конца XIX века усадьбой владели представители этого рода.
Основу благосостояния Новосильцевых заложил как раз муж этой Екатерины, действительный тайный советник, сенатор Петр Иванович Новосильцев (1744–1805). Он был дружен с Державиным и знаком с Карамзиным и Боровиковским, написавшим множество портретов семейства Новосильцевых. Из Англии Петр Иванович пригласил специалистов по ландшафтному дизайну, которые создали прекрасный парковый ансамбль: каскадные пруды, дно одного из которых было выложено зеркалами; липовые аллеи из 4 тыс. деревьев, большинство которых растет и поныне; скульптуры, ротонды…
В начале XIX века отстроили новый господский дом в стиле ампир. В 1806 году возвели усадебную церковь Нерукотворного Спаса с колокольней, позже в имении появились также конезавод, ферма, мастерские и прочие службы.
В 1841 году владельцем усадьбы в результате раздела имущества с братьями стал Петр Петрович Новосильцев (1797–1869). Он был рязанским губернатором, но после критических публикаций в журнале «Колокол» вышел в 1858 году в отставку и посвятил свои последние годы хозяйству. У него часто гостили И. С. Тургенев, А. А. Фет, А. Н. Апухтин, Ф. И. Тютчев. Гоголь писал о нем, что он «был знаком всем нашим литераторам и вращался в их кругу». Петр Петрович был посаженым отцом на свадьбе родителей Льва Толстого.
После смерти Петра Петровича усадьба перешла к его сыну Ивану (1827–1890), который и до того с усердием занимался хозяйством. К работе он привлекал лучших специалистов: например, в другом имении — в селе Борисовском Тверского уезда — у него служил управляющим А. Р. Власенко, изобретатель одного из первых в мире зерноуборочных комбайнов.
На Воине в 1866 году родился и провел свое детство композитор Василий Сергеевич Калинников, вспоминавший впоследствии: «… местность там прекрасная, и главную прелесть представляет старинный тенистый парк…». В главном доме усадьбы часто собирались послушать духовное пение — этот хор не раз слышал в детстве и Василий Калинников, и брат его Виктор, также ставший композитором.
В 1876 году усадьба горела, затем была отстроена вновь. За отсутствием прямых наследников Ивана Петровича Новосильцева имение перешло к его племяннице Нечаевой, потом в 1890-м году — к ее сыну Георгию (Юрию) Андреевичу Нечаеву. Нечаев умер в 1904 году, а имение унаследовала его жена и мать его троих детей Гликерия (Ольга) Алексеевна, урожденная Масальская — представительница цыганского рода, известного своим хоровым пением. Роковая цыганка после смерти Нечаева вышла еще раз замуж, а когда и этот, второй муж умер (уже через год), — за его брата, Георгия Антоновича Новосильцева (1878–1931), который после революции эмигрировал из России.
К 1919 году библиотека, картины и антиквариат усадьбы разошлись по музеям, а в господском доме разместили санаторий для туберкулезных больных, деятельность которого прервалась лишь в годы войны. В 1925 году здание вновь изрядно пострадало от пожара. В 1930-е годы снесли усадебный храм.
По местной легенде, во время немецкой оккупации в бывшую усадьбу явился в чине обер-лейтенанта один из сыновей Георгия Антоновича, последнего хозяина имения, — но явился не для того, чтобы позаботиться о родном очаге. В поисках некоего клада обер-лейтенант разнес стены дома, а перед отъездом велел заминировать усадебный парк.
После войны в бывшей усадьбе продолжал функционировать санаторий; в 1958 году построили новый корпус. Лишь в 1977 году парк и старые здания были взяты под охрану. В 2009 году санаторий закрыли. Время сохранило несколько строений, которые нуждаются в реставрации, а также часть парка, теперь больше похожего на лес. Французские потомки Новосильцевых выразили желание восстановить усадьбу, но пока это лишь планы.
Также участники проекта посетили святой источник в честь иконы Пресвятой Богородицы «Владимирская» и Казанскую церковь.
Напоминаем, что наш проект проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
#советмираисогласия #фондкультурныхинициатив #российскийфондмира #проект #школакраведенияифотографии #кадрыисторииорловскогокрая
|